• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Философию в школе не преподают, все знания ты должен добыть и систематизировать сам»

Карацев Амиран Бахромович – победитель Международной олимпиады молодежи-2020 из Таджикистана по совсем не школьным предметам: философии и психологии. Амиран рассказал, в чем преимущества очного участия, почему к некоторым заданиям Олимпиады нет правильного ответа и как готовиться не только продуктивно, но и весело! Готовимся к МОМ-2021 с победителями МОМ-2020!

«Философию в школе не преподают, все знания ты должен добыть и систематизировать сам»

Карацев Амиран

Как ты узнал про МОМ?

Я давно планировал поступить в Вышку, поэтому активно следил за новостями в социальных сетях. Так и узнал, что осенью пройдет очередная Международная олимпиада молодежи, с помощью которой многие и поступают в ВШЭ, и уже можно регистрироваться и начинать к ней готовиться.

Как ты выбирал направления?

Еще до Олимпиады меня привлекали две образовательные программы – «Психология» и «Философия». Вот и решил писать Олимпиаду по этим предметам, чтобы в итоге поступить туда, где удастся стать победителем. Так что я выбирал, основываясь на тех программах, которые мне по вкусу.

Почему выбрал участвовать офлайн?

Лично мне легче настроиться на работу, когда передо мной есть лист с заданиями, который можно потрогать, покрутить, полистать. И в помещении создается особая рабочая атмосфера, которая благоприятно влияет на всех участников, на мой взгляд. Но если бы в моей стране не было возможности писать МОМ на площадке лично, то я бы сделал это дома за компьютером. Для меня это не стало бы большой проблемой.

Какая атмосфера была на площадке в Таджикистане? Много ли было участников, на твой взгляд?

Атмосфера была рабочая и даже дружелюбная. Сотрудники ВШЭ были приветливы, доходчиво все объяснили и ответили на все интересующие нас вопросы. Не чувствуешь себя как на привычном экзамене или олимпиаде – эмоционально намного легче. Но при этом, конечно, осознаешь всю важность происходящего. Философию в школе не преподают, все знания ты должен добыть и систематизировать сам, отсюда такое небольшое количество участников. На психологию пришло человек 30, что немало, так как этот предмет всегда пользовался спросом.

На традиционных олимпиадных направлениях, таких как математика, социальные науки, филология, участников было много, а вот на востоковедении и философии, например, куда скромнее – не более 10 человек. 

Как ты думаешь, если бы ты участвовал в этом году, ты бы смог улучшить свой результат?

Уверен, что да. Во-первых, опыта больше: ты больше уверен в своих силах, когда знаешь, что тебя ждет. Во-вторых, я бы начал готовиться как можно раньше. На сайте МОМ большое количество материалов для подготовки и, по моему опыту, чем больше рекомендуемой литературы ты прочтешь, тем выше твои шансы успешно справиться с заданиями.

Как долго ты готовился к МОМ? Можно ли подготовиться за месяц или несколько недель?

Зависит от личной базы знаний, конечно. Если человек стабильно побеждает в олимпиадах разного уровня по математике, то должно хватить нескольких недель, чтобы прорешать типовые задания МОМ  и затем успешно написать Олимпиаду. А если знания по обществознанию выше школьного уровня, то, думаю, за месяц можно подготовиться к социальным наукам. Но в любом случае начинать стоит как можно раньше! Вышка публикует демоверсии и список методических материалов. Если какие-то задания вам не по плечу, стоит начинать читать литературу из списка. Я именно так и делал. Начиная с лета, по чуть-чуть читал рекомендованные книги. В итоге это очень помогло: на некоторые задания я буквально отвечал конспектами из недавно прочитанных методических материалов. Не знаю более эффективного способа подготовки.

 

 

Какими материалами для подготовки ты пользовался?

Как я уже упомянул, больше всего мне помогли книги из списка, опубликованном на сайте МОМ. Он внушительный, но некоторые работы я читал до этого, а иногда читал только выделенные главы, а не всю книгу целиком. Вебинары я тоже смотрел (их можно найти в ВКонтакте по хештегу #вебинарыМОМ), это самое то для разбора непонятных заданий из демоверсии, но только по вебинарам основательно не подготовиться. Все материалы нужно совмещать.

Было ли на отборочном или заключительном этапе задание, которое тебе запомнилось? О чем оно было?

На философии все задания были запоминающимися. Самое интересное из них было про технологическую сингулярность: будет ли людям место в мире, где технологический прогресс во много раз превзошел человеческий? Вся соль в том, что конкретного ответа нет – на таких заданиях ценится сам ход рассуждений, твои мысли. А рассуждать над таким вопросом, подкрепляя ответ этическими теориями, было очень интересно!

Как готовиться продуктивно, не отвлекаясь и не прокрастинируя?

Тут все очень индивидуально. На мой взгляд, нет ничего эффективнее составления плана. Например, запланировать в день читать по 20 страниц соответствующей литературы. Можно совмещать разные виды контента, чтобы не терять мотивацию: смотреть видео, слушать подкасты, подписаться на паблики ВКонтакте с мемами по теме. Не представляю, как можно готовиться к истории без мемов. Так что и прокрастинировать можно эффективно. Главное четко видеть перед собой конечную цель.

Можно совмещать разные виды контента, чтобы не терять мотивацию: смотреть видео, слушать подкасты, подписаться на паблики ВКонтакте с мемами по теме. 

Ты следил за новостями на сайте МОМ или узнал результат как-то иначе?

Я точно помню, что результаты опубликовали на сайте на день раньше, чем было написано в новости. Я зашел просто проверить и был очень удивлен, увидев результаты.

Что ты почувствовал, когда узнал о победе?

Радость и умиротворение. Ждать результатов – это всегда крайне волнительно, но когда узнаешь о победе, все волнение и нервы окупаются. Еще, наверное, почувствовал гордость. За себя, за то, что у меня получилось! Рассказал я в первую очередь маме, конечно. Родители тоже переживали и поддерживали меня все это время, им было это важно, с ними я хотел поделиться в первую очередь.

Как отреагировала твоя семья и друзья на то, что ты стал победителем Международной олимпиады молодежи ВШЭ?

Все очень радовались за меня, потому что понимали, какие возможности теперь открываются передо мной. Звонили родственники с разных городов, поздравляли. Некоторые мои друзья тоже стали призерами Олимпиады, и мне было приятно разделить с ними эти чувства.

Какие мысли, ожидания и тревоги были при мысли о том, что ты уедешь учиться в другую страну?

Я давно решил для себя, что буду переезжать в другую страну для учебы в университете, поэтому когда эти перспективы стали реальными, они меня не пугали. Отнюдь. У меня было предвкушение начала нового этапа жизни, учебы в именитом университете. Ожиданий, конечно, было много: насыщенная студенческая жизнь, лучшие преподаватели, большой город, новые знакомства и увлечения. В принципе, эти ожидания есть и сейчас.

Что ты ждешь от жизни в Москве, учебы и от своей специальности? Есть ли что-то, чего ты боишься?

От учебы я жду увлекательной программы и настоящих профессионалов в преподавательском составе. Я буду учиться на психолога, и предметы, которые мы будем изучать, мне очень нравятся: философия, история, анатомия, экономика. Уверен, будет не просто, но эти предметы меня искренне интересуют, так что я смогу справиться. Боюсь, что учеба будет занимать слишком много времени, но это уже будет видно на месте.

Если бы ты мог дать совет себе год назад, что бы ты сказал?

Будь увереннее, смелее и решительнее, иначе потом будешь жалеть, если не попробуешь! Не робей!

Подача документов в Вышку в этом году была понятной или возникали трудности?

В принципе, никаких сложностей не возникло, все было понятно. Разве что были небольшие технические неполадки в Личном онлайн-кабинете, но это мелочи. В целом все было легко и просто.

Онлайн-регистрация на Международную олимпиаду молодежи — 2021 продлится до 11 января 2021 года. В этом году Олимпиада будет проводиться по следующим направлениям: иностранный язык, востоковедение, дизайн, журналистика, история, культурология, математика, медиакоммуникации, международные отношения, право, психология, реклама и связи с общественностью, современная политика, социальные науки, физика, филология, философия. Участие в Олимпиаде бесплатное. Состязания проходят в очном и дистанционном форматах.