В НИУ ВШЭ открывается англоязычная программа, посвященная производству новостей
Магистерская программа «Производство новостей в международной среде», первый набор на которую пройдет летом 2019 года, расскажет о нестандартных подходах освещения мировых событий и обучит новым медиатехнологиям. О партнерах и возможностях новой программы рассказывают академический руководитель Олег Дмитриев и творческий руководитель, генеральный директор телеканал RT Алексей Николов.
Олег Дмитриев | Алексей Николов |
Программа обучит работе с альтернативными видами медиа
Как считает академический руководитель магистерской программы «Производство новостей в международной среде» НИУ ВШЭ и советник МИА «Россия сегодня» Олег Дмитриев, в мире новостей сегодня стирается грань между «хорошим» и «плохим», поэтому у потребителя информации возникает много вопросов к журналистам. Магистерская программа предлагает другой подход к освещению мировых событий. «Наша философия — не шаблонный поиск «правых и виноватых», но акцент на сути проблемы, почему и зачем происходит то, что происходит. Выпускники нашей программы станут специалистами-оркестрами, которые будут чувствовать историю, готовить ее, распределять по разным платформам. Кроме этого, они смогут запустить собственный проект, например, открыть YouTubе-канал», — говорит Олег Дмитриев.
Магистерская программа будет реализовываться на английском языке факультетом коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ совместно с ведущими лидерами иновещания в России, в частности с телеканалом RT, новостным агентством Sputnik — и другими.
На открытие магистратуры, как рассказал ее академический руководитель, повлияло несколько факторов. Во-первых, это возросший интерес к альтернативным средствам массовой информации. «Сегодня любое уважающее себя СМИ использует возможности новых технических платформ, например, Telegram,YouTubе, социальные сети и так далее, а это и есть альтернативные медиа, опыт работы с которыми у факультета коммуникаций медиа и дизайна НИУ ВШЭ огромный», — подчеркивает Дмитриев.
Во-вторых, технические возможности телеканала RT. «Когда RT стало мировым вещателем, к нам на телеканал стали приезжать учиться журналисты со всего мира, потому что мы первыми начали использовать многие из тех возможностей, которые дали новые технологии (Сеть 2.0), мы выделялись нестандартным подходом к освещению событий, — рассказывает творческий руководитель магистерской программы, генеральный директор RT Алексей Николов. — В какой-то момент пришло понимание того, что если мы станем учить всех желающих, нам будет некогда делать новости. Именно поэтому мы решили предложить делать с нашим участием магистерскую программу Вышке, с которой давно сотрудничаем».
Журналистика — это не только про «писать» и «снимать»
Говорить о журналистике в традиционной парадигме, то есть исходя из того, что журналист — это прежде всего человек пишущий, в современном мире становится не совсем верно, убежден Алексей Николов. Современная журналистика — это зачастую даже не про «снимать, говорить и озвучивать», а про поиск данных, которые невозможно найти вручную, и про совершенно другой способ представления этих данных. По словам Алексея Николова, отсутствие писательского дара не должно смущать студента, который «горит» новостями и хочет реализовать себя в журналистике.
«Откуда берутся хорошие новостные продюсеры, огромная ценность которых непонятна большинству людей вне профессии? А между тем найти историю, понять ее и спродюсировать — это тоже талант. А талантливые выпускающие редакторы, которые зачастую не пишут сами? Очень часто человек в силу, например, каких-то своих особенностей не может стать корреспондентом, но любит новости, у него на них нюх. Профессия журналиста хороша тем, что многообразна, в ней могут найти себя люди, одаренные совершенно разными умениями и способностями»,— убежден Николов.
Что будут изучать студенты?
Магистерская программа состоит из двух крупных блоков, первый из которых — базовые, теоретические дисциплины:
«Теория и история медиа»;
«Философия массовых коммуникаций»;
«Экономика медиа»;
«Юридические и этические аспекты в медиа».
Второй блок — практикоориентированные дисциплины по выбору, например, курсы, обучающие работать с современными медиатехнологиями, альтернативными СМИ, а также дисциплины, связанные с лицензированием медиа, продюсированием контента, data-журналистикой. Программа научит студентов вести интерактивные проекты в YouTube, социальных сетях, использовать возможности телевидения 360◦, GoPro и многому другому.
Благодаря сотрудничеству программы с телеканалом RT студентов магистратуры обучат системе монтажа и выдачи в эфир «Dalet», которую используют многие компании по всему миру, включая ведущие теле-каналы и радиокомпании. «Такая уникальная возможность есть только у наших студентов, потому что из-за слишком большой и дорогой инфраструктуры систему «Dalet» в обучающих целях не может позволить себе ни один университет в мире», — подчеркивает Алексей Николов.
Ни одного слова на русском языке
Принципиальная позиция магистерской программы «Производство новостей в международной среде» — обучение только на английском языке, причем, как подчеркивает творческий руководитель программы, на уровне native speaker. «Важно понимать, что программа не учит языку, но учит на языке. Ни одного слова по-русски нельзя будет услышать на лекциях, — отмечает Николов. — Ценно еще и то, что все курсы программы — это не лекции на русском языке, переведенные на английский, но составленные специально для нашей программы. Мы надеемся, что такой подход привлечет к нам не только русских студентов, но и иностранных, и в итоге у нас получится мультикультурное взаимодействие».
Преподавать теоретический блок программы будут профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, обучать практическим навыкам работы в профессии возьмутся журналисты-практики — ведущие программ, руководители ньюсрумов, ТВ-продюсеры и так далее.
Магистерская диссертация может быть выполнена в формате проектной индивидуальной или групповой работы (например, открытие собственного YouTube-канала или издания) либо в формате научного исследования, но с практической направленностью.
Где смогут работать выпускники
Выпускники программы получат широкие возможности для развития карьеры в самых разных направлениях медиа-индустрии: визуальная журналистика, data-журналистика, сторителлинг, продюсирование, руководство ньюсрумом и так далее. Также они смогут создать собственный медиапродукт или работать в образовательных и научных структурах как в России, так и за рубежом.
Как поступить на программу
В качестве вступительного испытания на программе предусмотрен экзамен по английскому языку (квалификационный экзамен — тестирование + аудирование) и конкурс портфолио, в котором мотивационное письмо и эссе также должны быть написаны на английском языке (подробнее о вступительных испытаниях здесь). Программа платная, стоимость обучения в год — 400 тыс. руб.
Дмитриев Олег Аркадьевич
Профессор Департамента медиа
Николов Алексей Львович
Заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна