Вышка и «Гараж» начнут готовить кураторов и арт-менеджеров для современных музеев
Летом 2019 года в ВШЭ пройдет первый набор на магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве». Преподавателями программы станут сотрудники и партнеры-эксперты Музея современного искусства «Гараж», а здания Музея в Парке Горького превратятся в полноценный университетский кампус, где студенты будут слушать лекции, работать над проектами и общаться с тьюторами. О том, чему и как планируют учить будущих кураторов и арт-менеджеров, новостной службе ВШЭ рассказали академический руководитель программы, старший куратор «Гаража» Екатерина Иноземцева и руководитель академических программ «Гаража», заместитель заведующего Базовой кафедрой Музея «Гараж» Мария Польникова.
Кадровый голод в современном музее
В 2018 году Музею современного искусства «Гараж» исполнилось 10 лет. За это время ему удалось стать одной из самых заметных культурных институций России с собственными выставочными, издательскими и образовательными программами, исследовательскими проектами, архивом, библиотекой, а также обзавестись опытом подготовки профессиональных кадров.
«Кадровый голод, который сейчас испытывают музеи, оборачивается тем, что единственный способ получить кадры — «вырастить» их самостоятельно, — рассказывает Екатерина Иноземцева. — Нас все время спрашивают, почему коллектив «Гаража» такой молодой, средний возраст сотрудников — 26 лет. Единственный правдивый ответ заключается в том, что невозможно никого переучивать, проще взрастить команду самим и сделать так, чтобы человек обладал универсальными навыками работы — причем, я подчеркну, не в музее современного искусства, а в современном музее. Нам кажется, что сейчас мы уже способны передать накопленные знания и опыт».
К настоящему моменту современный музей перестал быть местом, где произведения искусства только хранятся и выставляются. Он оброс огромным количеством функций и задач, связанных с образованием, просвещением и выставочной деятельностью, которая тоже изменилась до неузнаваемости. Теперь это не просто показ артефактов, но и, например, различные перформативные практики, которые зритель может наблюдать со стороны или стать их участником — как это было, например, в немецком павильоне Венецианской биеннале 2017 года, награжденном «Золотым львом».
На новой совместной магистерской программе «Гаража» и ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве» будут готовить специалистов музейной сферы — кураторов и арт-менеджеров.
Магистерская программа формировалась таким образом, чтобы соответствовать мировым стандартам музейной и выставочной практики.
При ее составлении учитывался глобальный опыт преподавания Curatorial Studies — подобные курсы сейчас есть во всех крупнейших университетах, так что после окончания программы выпускники смогут быть востребованы как в России, так и за рубежом.
Екатерина Иноземцева, академический руководитель магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве»
© Музей современного искусства «Гараж»
Кураторы и арт-менеджеры: кто они такие и чем занимаются
Профессия куратора — относительно молодая. Она появилась в середине 1960-х годов и оформилась как род занятий примерно в конце 70-х, но не в России.
«Традиционный музей вообще не предполагал позиции «куратор» в штатном расписании, — рассказывает Екатерина Иноземцева. — Вместо них в музеях работали хранители фондов, которые периодически делали выставки, исходя из того убеждения, что никто лучше них этих фондов не знает. Хотя выставка ставит перед собой задачи куда более обширные, чем просто показ артефактов».
Блок знаний, которым должен обладать куратор, был сформирован только в последние 30 лет. Великие кураторы прошлого, которые по сути и придумали эту профессию, не имели специального образования и обладали самым разным бэкграундом. Например, Харальд Зееман долгое время занимался театром и был философом, а Понтус Хультен — коллекционером.
«Базовая вещь заключается в том, что кураторство — это медиация в самом широком смысле слова, — отмечает Екатерина Иноземцева. — Это такая глобальная коммуникация, уровни и слои которой невозможно описать даже в двухгодичной программе, но можно дать некоторое представление о том, как куратор взаимодействует с художником, с институциями, с коллегами внутри институций. Куратор возникает как фигура, которая транслирует сообщения о выставке отдельно взятого художника во внешний мир, и речь идет как о профессиональном зрителе, так и о самой широкой публике».
Такой же фигурой универсальной медиации сейчас является и арт-менеджер, хотя слово «менеджмент» у многих может вызвать не совсем правильные ассоциации. Профессионал в этой области должен уметь организовывать и налаживать процессы, но специфика такова, что в центре всего всегда находится художник, и всю работу необходимо выстраивать, обязательно учитывая его взгляды.
Кампус в Парке Горького
На время обучения в магистратуре полноценным университетским кампусом для студентов станут помещения Музея «Гараж», расположенные на территории Парка Горького. Уже сейчас в Образовательном центре «Гаража», где расположена библиотека, архив и несколько аудиторий, занимаются 120 студентов, записавшихся прошлой весной на майнор «Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику». В следующем году к ним добавятся еще 60 бакалавров и магистранты. В программе майнора есть занятия, которые проходят в лектории главного здания Музея «Времена года» — там проводятся кинопоказы с куратором кинопрограммы «Гаража» Евгением Гусятинским. Занятия подобного формата ждут и студентов магистратуры.
Еще одно здание, где вскоре появятся учебные помещения не только для лекций, но и для различных исследовательских и экспериментальных занятий, связанных с музейной деятельностью, также находится в Парк Горького. Сейчас там идет ремонт, а после его завершения студенты переместятся туда, так как большая часть Образовательного центра будет отдана под библиотеку. «Мы решили делать программу на площадках Музея, — рассказывает Мария Польникова, — Так лекторам — сотрудникам музея — не нужно будет передвигаться по всей Москве, чтобы попасть на занятия, и студенту, когда он работает над своей магистерской диссертацией, не надо будет ехать сначала в библиотеку, а потом к своему тьютору — в Парке располагается вся необходимая инфраструктура. Программа очень практикоориентированная, и разрывать день на кучу ненужных перемещений нам показалось неправильным».
Чему и как будут учить
На магистерской программе будет два образовательных профиля — для кураторов и арт-менеджеров.
Абитуриент выбирает профиль и обозначает его сразу, на вступительном собеседовании, но если он поймет, что ошибся с выбором, профиль можно изменить в ноябре первого года обучения. «По факту 90% программы они будут проходить плечом к плечу, — рассказывает Мария Польникова. — Чем быстрее студенты начнут друг с другом взаимодействовать, тем быстрее окажутся не в сугубо ученической реальности, а поймут, как устроена реальная работа. Куратора без менеджера не существует, так же как и менеджера без куратора. Мы потенциально думали о том, чтобы включить в эту систему художника, но для них нужен другой принцип обучения, связанный с полноценным принципом мастерских, когда есть мастер. Это наша мечта, но мы ответственно к этому подходим, никуда не спешим».
Всего на программе предусмотрено 20 мест, у каждого студента будет собственный тьютор — сотрудник музея «Гараж». Уникальность программы заключается в том, что наряду с серьезной теоретической подготовкой студентов ждет активная работа «в поле», без которой невозможно понять, чем живет современный музей. «Одно из наших направлений и в музее, и на магистерской программе обозначено как «исследования», — говорит Екатерина Иноземцева. — С моей точки зрения, магистранты обязаны научиться добросовестному исследованию и работе с максимумом источников, причем не только с международными базами и подборками научных журналов — там плюс-минус все уже освоено. Artistic research (художественное исследование) подразумевает огромное количество разных активностей, которые требуют специального подхода. В «Гараже» уже есть специальная программа полевых исследований, куда мы приглашаем художников, авторов, чтобы они с нашей помощью делали исследования, связанные с российской культурной ситуацией».
Всего на программе будет 14 предметов, распределенных по четырем основным трекам. Это универсальные направления, которые необходимы для того, чтобы в будущем стать куратором или арт-менеджером:
Видение — формирование новой оптики у людей, которые будут заниматься современным искусством, обучение восприятию и анализу различных явлений в современных визуальных практиках от абстрактной живописи до перформативных экспериментов.
Аналитика и интерпретация — умение считывать, понимать, интерпретировать и помещать произведение искусства в систему теоретического и философского знания. В рамках этого направления студенты будут изучать все философские течения, определяющие современную практику — от Теодора Адорно и Франкфуртской школы до постколониальной теории.
Исследование — изучения базового принципа современной художественной, критической и кураторской деятельности, офлайн- и онлайн-исследования и оперирование различными источниками информации.
Теория и история медиа — изучения философии медиа, истории медиа и основных работ теоретиков медиа. Отдельный сюжет будет связан с вариативностью использования различных художественных средств и их значением в истории современного искусства.
Кроме того, на магистерской программе будет два научно-исследовательский семинара. Первый посвящен выставочной деятельности, а в качестве примеров будут изучаться собственные кейсы «Гаража». Второй научно-исследовательский семинар посвящен критическому письму — тому, как научиться писать об искусстве понятно, не используя различные метаязыки.
«Сейчас мы активно ведем переговоры со всеми потенциальными преподавателями, тщательно готовим программу. Когда мы будем привозить западных людей, это будет не просто однократный guest star, мы будем стараться объединять общение с коллегами в небольшие модули, чтобы подобное взаимодействие имело максимальную полезность для слушателя» — говорит Екатерина Иноземцева.
Первый шаг — научиться держать в руках шуруповерт
Руководители программы подчеркивают — учебный курс будет состоять не только из лекций и семинаров, а студентам буквально придется работать руками. «У нас на программе запланирован большой курс, связанный с историей выставочной деятельности начиная с конца 50-х годов, и мы не только будем показывать картинки того, как выглядели выставки, но у меня есть план заставить всех делать макеты, — говорит Екатерина Иноземцева. — Нужно понимать, как меняется современный музей и почему, например, White Cube — это больше не максимум выставочного пространства. Мы будем разбираться со всеми подробностями: каких реальных размеров был Кунстхалле Базель в 1968 году, что происходило во вновь отстроенном Центре Помпиду и почему это было настолько радикально. Я всегда шучу (но на самом деле не шучу), когда говорю, что все настоящие кураторы начинают с заваривания кофе, мытья стекол и шуруповерта».
По мере необходимости магистрантов планируют привлекать к работе над выставочными сезонами «Гаража». Пространством в Парке Горького все не ограничится — предполагается, что студенты смогут присутствовать на подготовках и монтажах в других музеях города. «У нас совершенно сознательно нет курса, который называется «Выставочная архитектура», потому что как только ты начинаешь рассказывать человеку о выставочной архитектуре, у него в голове возникает набор готовых решений, — рассказывает Екатерина Иноземцева. — Этого делать нельзя, потому что каждый художник и каждая выставка требуют адекватного, уместного пространственного решения, которые каждый куратор и каждая институция находят самостоятельно».
Кого ждут на программе
От поступающих на программу не требуется специализированное искусствоведческое или культурологическое образование в качестве пререквизита. «Современная культура — это то, что происходит здесь и сейчас, и у человека автоматически вырабатывается некоторая чувствительность и чуткость по отношению к современному культурному контексту, — говорит Екатерина Иноземцева. — Вопрос в том, насколько он способен понять, к чему он испытывает какую-то особую, специальную приязнь, потому что всему остальному можно научить. Довольно традиционно для этой профессии, когда люди, вроде бы совершенно не связанные с культурой и пришедшие туда из других областей, обладают удивительной живостью ума, чуткостью глаза и некоторым надсистемным мышлением, которое позволяет им чувствовать себя свободно и производить удивительно смелые вещи. Мне кажется, что совершенно неважно, насколько человек чувствует себя подкованным теоретически в смысле большой культуры — она осваивается, и чем более живым и свободным будет процесс этого освоения, тем лучше будет результат».
На программе ждут выпускников не только бакалавриата Вышки, но и других вузов. За несколько лет в регионах России и странах ближнего зарубежья появилось множество новых культурных институций — например, центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате, центр современного искусства «Типография» в Краснодаре и многие другие. Все они нуждаются в специалистах, которые как раз и могут пройти обучение на новой магистерской программе.
«Я шутливо называю эту программу “программой для тридцатилетних”, — говорит Мария Польникова. — Я искренне верю, что сегодня у нас наконец-то появилось осознание, что образование — это не то, чем нужно заниматься до 25 лет и больше никогда к этому ужасу не возвращаться, а то, на что можно тратить время в силу твоего искреннего желания и интереса, и делать это и правда всю жизнь».
Стоимость программы «Практики кураторства в современном искусстве» — 300 тыс. руб. в год, это ниже, чем базовая стоимость большинства программ магистратуры ВШЭ. Вступительные испытания включают портфолио (документы, подтверждающие уровень английского языка, эссе и мотивационное письмо) и устное собеседования по истории искусства и современной культуре.
Иконки: flaticon.com/ Freepik